КОНСУЛЬТАЦИЯ «Использование физкультминуток в коррекционной работе логопеда, воспитателя».

    Специальные исследования детей, имеющих речевую па¬тологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей сот стояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная не¬ловкость, отставание от темпа выполнения движений, нару¬шение плавности и амплитуды выполняемых движений в уп¬ражнениях по показу и по словесной инструкции.
    Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированность мелкой моторики паль¬цев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.). Если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы.
    В специальной литературе описаны отдельные приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития, при моторной алалии, при детском цереб¬ральном параличе, в которых рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, что является, по мнению Кольцовой М.М. "мощным средст¬вом повышения работоспособности коры головного мозга".
    Игры и упражнения, направленные на формирование тон¬ких движений пальцев рук, предлагают использовать в систе¬ме коррекционной работы по преодолению речевой патологии в дошкольном возрасте такие авторы, как Ткаченко Т.А., Ло¬пухина И.С., Цвынтарный В.В. Авторы предлагают использо¬вать пальцевые упражнения, включая их в занятия логопеда или воспитателя как физкультминутки.
    При коррекционной работе с детьми с общим недоразви¬тием речи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуля¬ционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллель¬но с общей моторикой. Дети с общим недоразвитием речи
    нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.
    Физкультминутки включаются в занятия логопедов, вос¬питателей, психолога. В зависимости от возраста и от темы занятия их может быть 1-2 по 2-3 минуты.
    Условно все физкультминутки можно разделить на уп¬ражнения без речевого и с речевым сопровождением.
    Среди упражнений без речевого сопровождения выделя¬ются движения, выполняемые стоя, сидя или лежа, упражне¬ния с элементами йога-гимнастики и психогимнастики. Про¬водятся они, как правило, на начальном этапе обучения с це¬лью переключения на другой вид деятельности, привлечения внимания детей, обучения правильному и точному выполне¬нию заданий.
    Упражнения на релаксацию проводятся на каждом этапе обучения. Они могут иметь музыкальное сопровождение. Де¬тям предлагается, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол (на руки) и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя летящим на мягком, пушистом обла¬ке (на лесной полянке, на лугу, на берегу моря и т. п.), которое качает и баюкает ласково, как мама, ветерок, нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение заканчива¬ется словами: "Но вот подул прохладный ветерок, и нам захо¬телось вернуться на землю".
    Упражнения с элементами психогимнастики проводятся в любом периоде обучения. Идея проведения элементов психо¬гимнастики заимствована нами у Чистяковой М.И. Это могут быть задания на изображение отдельных эмоций с помощью мимики, жестов, пантомимы. Такие упражнения проводятся часто с музыкальным со¬провождением.
    Необходимость в проведении физкультминуток с элемен¬тами релаксации и психогимнастики и их содержание обсуж¬дается совместно логопедом и психологом.
    Упражнения с речевым сопровождением можно условно подразделить на речевые игры фонетической или лексико-грамматической направленности, включая их, соответственно, в занятия по формированию звукопроизношения или лексико-грамматических категорий. Такие упражнения могут нести в себе целый комплекс коррекционных задач:
    — снять напряжение после изучения нового материала,
    когда требовалась максимальная концентрация произвольного
    внимания и памяти;
    — развивать память, внимание, эмоции;
    — содействовать развитию дыхания;
    — закреплять произношение отдельных звуков речи;
    — развивать просодическую сторону речи.
    В текстах физкультминуток используются веселые, за¬бавные, озорные образы, которые способствуют эмоциональ¬ному восприятию, вызывают положительные чувства, что, в конечном итоге, помогает более быстрому запоминанию дви¬жений, усвоению новых слов; игры разных народов, произве¬дения устного народного творчества, в которые при необхо¬димости можно внести изменения, адаптируя их с учетом ре¬чевых возможностей детей с общим недоразвитием речи.
    Более простой по содержанию текст дети могут выучить заранее с воспитателем, а на занятии — разучить движения с речевым сопровождением.
    Очень важно, чтобы логопед, воспитатель знал текст физкультминутки наизусть, четко, уверенно выполнял движения, иначе смысл физкультминутки теряется.
    Во время упражнений каждый ребенок должен хорошо видеть лицо воспитателя, логопеда, чтобы повторять эмоции и артикуля¬цию. Логопед, воспитатель должен хорошо видеть каждого ребенка, оцени¬вать качество выполнения движений, ритм, плавность, согла¬сованность движений с речью.
    Дети дошкольного возраста, имеющие общее недо¬развитие речи, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем пе¬реносят в самостоятельную игровую деятельность.
    Проведение физкультминуток предупреждает переутом¬ление дошкольников, служит средством эмоциональной раз¬рядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает мотори¬ку и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.

    ЛИТЕРАТУРА
    1. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., - 1994г.
    2. Преодоление общего недоразвитие речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / под общей редакцией Т.В. Волосовец.- М.; 2002.-256

  • консультации-презентации логопеда для воспитателей о пользе компьютера, использование физкультминуток в работе с дошкольниками, консультация логопеда для воспитателей в детском саду, консультации логопеда в коррекционной школе, консультации для воспитателей логопеда, консультация для воспитателей по здоровьесбережению, консультации логопеда для воспитателей, , консультация воспитателей мелкая моторикана логопункте логопеда, консультации логопеда воспитателям, консультации для воспитателей в детском саду по здоровьесбережению, консультации логопеда для воспитателей, темы консультаций логопеда для воспитателей, Здоровьесбережение в коррекционной работе логопеда., коррекционные физкультминутки, темы по самообразованию воспитателя детского сада для детей с умственной отсталостью, самообразование воспитателя в коррекционной школе, использование сказки в работе логопеда, консультация на тему использование физкульминуток в коррекционной работе логопеда,воспитателя

Дата: 10-08-2011, 11:26 | Автор: admin-gid | Просмотров: 318 | Комментарии: 0 | Теги:

Добавить комментарий

    
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении:

 
    

При использовании материалов активная ссылка на MisterGid.ru обязательна. Copyright © 2011 Push 2 Check Яндекс.Метрика