ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРОЙ ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

    ЗНАКОМИМ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРОЙ.

    СЕНТЯБРЬ.

    ЗАНЯТИЕ: Рассказывание русской народной сказки «Царевна
    Лягушка»
    ЦЕЛЬ: Учить детей воспринимать образное содержание
    Произведения; закреплять знания о жанровых, компози-
    ционных, языковых особенностях русской сказки, продо-
    лжать развивать поэтический слух: умение слышать и
    Выделять в тексте выразительные средства: подводить
    детей к осознанию и пониманию образных выраже-
    ний.


    ЗАНЯТИЕ: « О чем печалишься, осень?» Чтение рассказов об
    Осени, рассматривание иллюстраций»
    ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей об изменениях в осенней приро-
    де, вызвать любование красками осенней природы в
    процессе рассматривания иллюстраций и слушания
    художественных текстов, желание выразить свои
    Впечатления в образном слове, развивать поэтический
    Слух: умение воспроизводить образные выражения,
    Подбирать сравнения, эпитеты; упражнять в образовании
    Разных форм глаголов и сравнительной степени
    Прилагательных.
    МАТЕРИАЛ: Иллюстрации на тему « Золотая осень», букет из
    Осенних листьев, краски, бумага: проигрыватель
    С тематическим подбором грамзаписей.


    ЗАНЯТИЕ: Рассказывание русской народной сказки «Сивка -
    Бурка»
    ЦЕЛЬ: Учить детей эмоционально воспринимать образное
    содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей;
    закрепить знания о жанровых особенностях сказки;
    формировать образность речи: чуткость к образному
    строю языка сказки, умение воспроизводить и
    осознавать образные выражения.
    ЗАНЯТИЕ: Заучивание стихотворения Е. Трутнева « Осень»
    ЦЕЛЬ: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение
    Е. Трутнева « Осень» - передавая интонационную
    спокойную грусть осенней природы; продолжать разви-
    вать поэтический слух детей: умение чувствовать,
    понимать и воспроизводить образный язык стихотворе-
    ния; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор
    для описания осенних пейзажей; активизировать
    употребление глаголов.
    МАТЕРИАЛ: Краски, карандаши, альбом создать рисунки на
    тему « Золотая Осень» подготовить
    иллюстрации на тему « Берёзка в золотом
    осеннем убранстве».


























    ОКТЯБРЬ.

    ЗАНЯТИЕ: Чтение Туркменской сказки «Падчерица».
    Сопоставление с русской народной сказкой
    «Хаврошечка»
    ЦЕЛЬ: Учить детей замечать сходство и различие в построении
    сюжета, идее, характерах героев обеих сказок, выделять
    в тексте выразительные средства, осознавать
    целесообразность их использования.
    МАТЕРИАЛЫ: Карандаши, листы бумаги, иллюстрации к сказке
    «Хаврошечка».


    ЗАНЯТИЕ: Ознакомление с малыми фольклорными формами.
    ЦЕЛЬ: Уточнить представления детей о жанровых особенностях
    назначений загадок, скороговорок, пословиц; учить
    понимать обобщенное значение пословиц и поговорок,
    уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося
    содержание с названием текста.
    МАТЕРИАЛ: Карандаши, бумага, иллюстрации к загадкам.



    ЗАНЯТИЕ: Чтение сказки « Про зайца –длинные уши…»
    Д.Мамина – Сибиряка.
    ЦЕЛЬ: Формировать целостное восприятие художественного
    текста в единстве содержания и художественной формы;
    закреплять знания о детей об особенностях разных
    литературных жанров; упражнять детей в подборе
    сравнений, синонимов, воспитывать стремление к
    точному словоупотреблению.


    ЗАНЯТИЕ: Заучивание стихотворения А.С.Пушкина
    « Уж небо осенью дышало»
    ЦЕЛЬ: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворе-
    ние, передавая интонацией печаль осенней природы,
    чувствовать, понимать и воспроизводить образность
    языка стихотворения; расширять представления о
    пейзажной лирике А.С. Пушкина.
    МАТЕРИАЛ: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации поздней
    Осени.




































    НОЯБРЬ.
    ЗАНЯТИЕ: Рассказывание украинской сказки «Хроменькая
    Уточка»
    ЦЕЛЬ: Познакомить детей с украинской сказкой, подвести к
    осознанию художественных образов сказки. Вспомнить
    чем отличается сказка от рассказа, стихотворения.
    Вспомнить любимые сказки.

    ЗАНЯТИЕ: Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение
    Басни И.А. Крылова « Стрекоза и муравей»
    ЦЕЛЬ: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особен-
    ностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи;
    воспитывать чуткость к образному строю языка басни,
    понимать значение пословиц о труде, связывать значе-
    ние пословицы с определенной ситуацией.

    ЗАНЯТИЕ: Беседа о творчестве А.С. Пушкина. Чтение
    « Сказки о рыбаке и рыбке»
    ЦЕЛЬ: Углублять и расширять знания детей о творчестве
    А.С.Пушкина; воспитывать умение эмоционально
    воспринимать образное содержание сказки, замечать
    и выделять изобразительно – выразительные средства,
    понимать их значение.

    ЗАНЯТИЕ: Чтение стихотворения К. Чолиева
    « Деревья спят» Беседа об осени.
    ЦЕЛЬ: Учить детей составлять рассказ, используя выразительно-
    изобразительные средства языка, подбирать эпитеты,
    сравнения к заданному слову; передавать в слове
    настроение, впечатления.









    ДЕКАБРЬ
    ЗАНЯТИЕ: Малые фольклорные формы.
    ЦЕЛЬ: Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и
    языковых особенностях потешек, песенок, загадок,
    пословиц; воспитывать умение понимать переносное
    значение слов и словосочетаний.

    ЗАНЯТИЕ: Рассказывание русской народной сказки
    « Снегурочка»
    ЦЕЛЬ: Развивать у детей способность к целостному восприятию
    сказки в единстве ее содержания и художественной
    формы; закреплять знания об особенностях
    ( композиционных, языковых) сказочного жанра.
    МАТЕРИАЛ: Иллюстрации к сказке « Снегурочка» разных
    Художников.

    ЗАНЯТИЕ: Заучивание стихотворения Е. Трутневой « Первый
    Снег»
    ЦЕЛЬ: Учить детей интонационно выразительно передавать
    любование картиной зимней природы при чтении
    наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно-
    выразительные средства, составлять лирические сказки
    на тему « Танец снежинок».
    МАТЕРИАЛ: иллюстрации на которых изображены заснеженный
    Лес, поля; карандаши, бумага.

    ЗАНЯТИЕ: Рассказывание сказки
    В.И. Одоевского « Мороз Иванович»
    ЦЕЛЬ: Учить детей эмоционально воспринимать образное
    содержание сказки, подвести к пониманию идеи
    произведения, связать ее со знанием пословицы.
    МАТЕРИАЛ: Иллюстрации к сказке, бумага, карандаши.







    ЯНВАРЬ.
    ЗАНЯТИЕ: Чтение басни « Ворона и Лисица»
    ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностя-
    ми басни, учить понимать аллегорию, её обобщённое
    значение, выделить мораль басни; обращать внимание
    детей на языковые образные средства художественного
    текста; развивать чуткость к восприятию образного
    строя языка басни.
    МАТЕРИАЛ: портрет И.А. Крылова иллюстрации к басни.

    ЗАНЯТИЕ: Чтение рассказа В.Драгунского
    « Тайное становится явным». Составление рассказов
    По пословице.
    ЦЕЛЬ: Учить детей правильно понимать нравственный смысл
    изображённого, мотивированно оценивать поступки
    героя рассказа; углублять представления детей о
    соответствии названия текста его содержанию; продол-
    жать учить детей составлять по пословице короткие
    рассказы или сказки. Осмысливать образное содержание
    и обобщенное значение пословиц и поговорок.

    ЗАНЯТИЕ: Заучивание стихотворения С.Есенина « Береза».
    Творческое рассказывание.
    ЦЕЛЬ: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворе-
    ние, интонационно передавая нежность, любование
    картиной зимней природы.

    ЗАНЯТИЕ: Чтение сказки У. Диснея « Три поросёнка»
    ЦЕЛЬ: Учить детей чувствовать юмористический характер
    сказки, замечать образный язык; развивать творческую
    активность детей в процессе придумывания различных
    вариантов продолжение сказки.
    МАТЕРИАЛ: листы бумаги, карандаши.






    ФЕВРАЛЬ
    ЗАНЯТИЕ: Малые фольклорные формы.
    ЦЕЛЬ: Знакомить детей с малыми фольклорными формами:
    пословицами, поговорками,скороговорками, загадками,
    воспроизводить образные выражения, понимать пере-
    носное значение слов и словосочетаний; развивать
    умение составлять рассказы, сказки по пословицам,
    придумывать загадки.

    ЗАНЯТИЕ: Чтение рассказов С. Иванова
    « Каким бывает снег»
    ЦЕЛЬ: Углублять знания детей об особенностях природы в
    разные периоды зимы; формировать эстетическое
    восприятие картин природы, художественных текстов;
    передавать образы зимней природы в рисунке и слове-
    сном описании.
    МАТЕРИАЛ: Краски, бумага, иллюстрации разных периодов
    Зимы.

    ЗАНЯТИЕ: Чтение басни С. Михалкова « Ошибка».
    Анализ фразеологизмов, пословиц, рисование к ним
    Иллюстраций.
    ЦЕЛЬ: Учить детей эмоционально воспринимать содержание
    басни понимать ее нравственный смысл, подвести к
    осознанию аллегории, содержащейся в басне;
    формировать представления о С.Михалкове как о
    баснописце; продолжать учить детей осмысливать
    переносное значение слов и словосочетаний, пословиц
    и поговорок.
    МАТЕРИАЛ: карандаши, портрет С. Михалкова.

    ЗАНЯТИЕ: Чтение сказки В. Катаева « Цветик – семицветик»
    ЦЕЛЬ: Подвести детей к пониманию нравственного смысла
    сказки, к мотивированной оценке поступков и харак-
    тера главной героини, закрепить знания детей о
    жанровых особенностях сказки.
    МАТЕРИАЛ: Иллюстрации к сказке.


    МАРТ
    ЗАНЯТИЕ: Комплексное занятие « Весна идет». Чтение
    рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание
    иллюстраций.
    ЦЕЛЬ: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед
    красотой родной природы, желание выразить в слове
    свои переживания и впечатления; учить эмоционально
    воспринимать образное содержание художественных
    текстов.
    МАТЕРИАЛ : Репродукция картины И.Левита « Март» иллюстрации о начале весны в лесу.


    ЗАНЯТИЕ: Чтение басни Л. Толстого « собака и её тень»
    Анализ пословиц.
    ЦЕЛЬ: Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную
    суть, соотносить идею басни со значением пословицы.

    ЗАНЯТИЕ: Чтение сказки М. Михайлова « Лесные хоромы».
    Сопоставление с русской народной сказкой
    «Теремок»
    ЦЕЛЬ: Познакомить детей со сказкой, помочь сходное и
    отличное от русской народной сказки « Теремок»,
    научить осмысливать идею сказки, оценивать
    характеры персонажей.

    ЗАНЯТИЕ: Чтение рассказа В.Драгунского « Друг детства».
    ЦЕЛЬ: Учить детей эмоционально воспринимать образное
    содержание произведения, осмысливать идею;
    закрепить представления о жанровых особенностях
    литературных произведений; осмысливать значение
    образных выражений. Беседа с детьми на тему кем
    они хотят стать когда вырастут.






    АПРЕЛЬ
    ЗАНЯТИЕ: Малые фольклорные формы.
    ЦЕЛЬ: Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию
    смысла образных выражений, углублять представления
    о пословицах и поговорках; формировать интонацион-
    ную выразительность речи в процессе исполнения и
    Обыгрывания потешек и песенок, воспитывать любовь
    к устному народному творчеству.
    Подготовка к занятию: разучивание слов песенок
    «заинька, где ты был – побывал» « Как на тоненький
    Ледок».

    ЗАНЯТИЕ: Заучивание стихотворения Г.Новицкой
    « Вскрываются почки». Творческое рассказывание
    « Как разбудили клён».
    ЦЕЛЬ: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворе-
    ние, интонационно передавая радость пробуждения
    природы , развивать поэтический слух; способность
    воспринимать музыкальность поэтической речи,
    чувствовать и понимать поэтические образы; развивать
    речетворческие способности детей: умение составлять
    лирические рассказы и сказки.
    МАТЕРИАЛ: Иллюстрации к стихотворению, бумага, краски,
    несколько веток с почками в вазе.

    ЗАНЯТИЕ: Беседа о русском устном народном творчестве
    Рассказывание сказки С.Аксакова
    « Аленький цветочек». Лексические упражнения.
    ЦЕЛЬ: Систематизировать и углубить знания детей о русском
    устном народном творчестве: о сказках потешках,
    песенках пословицах, о жанровых, композиционных
    языковых особенностях русской сказки.
    МАТЕРИАЛ: подборка книг для тематической выставки
    « русское народное творчество», иллюстрации к
    сказке.

    ЗАНЯТИЕ: Чтение сказки Г.Х. Андерсена
    «Гадкий утёнок»
    ЦЕЛЬ: Уточнить знания детей о творчестве датского
    сказочника Г.Х. Андерсона; Учить осмысливать и
    оценивать персонажей сказки; формировать внимание
    к поэтическим образам.
    МАТЕРИАЛ: тематическая подборка книг для выставки
    «Сказки Г.Х.Андерсона».


































    МАЙ

    ЗАНЯТИЕ: Чтение басни И.А. Крылова «Лебедь, щука и
    Рак».
    ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей осмысливать содержание
    басни, аллегорию, образный строй языка, уточнить
    представления о жанровых особенностях басни;
    развивать точность, выразительность, ясность
    изложения мыслей.

    ЗАНЯТИЕ: Итоговая литературная викторина.
    ЦЕЛЬ: Закрепить, систематизировать знания детей о
    литературных произведениях, прочитанных за год, об
    особенностях разных жанров художественных
    произведений, закрепить знания о малых
    фольклорных формах.
    МАТЕРИАЛ: Широкая по тематике подборка книг, атрибуты
    к соревнованиям, карта- схема последовательности
    выполнения заданий.




















    Стихи о природе

    Под ногой похрустывают льдинки,
    Ничего не видно. Темнота.
    И шуршат листочки-невидимки,
    Облетая с каждого куста.
    Осень ходит по дорогам лета,
    Всё притихло, отдыхать легко.
    Только в небе празднично от света -
    Небо все созвездия зажгло!..
    С золотыми листиками схожи,
    Звёзды с неба сыплются... летят...
    Будто в тёмном, звёздном небе тоже
    Наступил осенний листопад.
    (Е.Трутнева)

    ЛИСТОПАД



    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.

    Березы желтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, елочки темнеют,
    А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.
    Лес пахнет дубом и сосной,
    За лето высох он от солнца,
    И Осень тихою вдовой
    Вступает в пестрый терем




















    Русская народная сказка


    Царевна - лягушка
    В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.
    Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
    — Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
    — За кого же нам, батюшка, посвататься?
    — А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.
    Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.
    Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.
    Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь.
    Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка...
    Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.
    Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:
    — Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.
    Опечалился Иван-царевич и отвечает:
    — Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!
    — Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!
    Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-государство.
    Пришли старшие братья к отцу, рассказывают, куда чья стрела попала.
    Рассказал и Иван-царевич. Стали братья над ним смеяться, а отец говорит:
    — Бери квакушку, ничего не поделаешь!
    Вот сыграли три свадьбы, поженились царевичи: старший царевич — на боярышне, средний — на купеческой дочери, а Иван-царевич — на лягушке-квакушке.
    На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:
    — Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба.
    Поклонились царевичи отцу и пошли. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
    — Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — что ты так опечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?
    — Как мне не печалиться! — отвечает Иван-царевич. — Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай хлеба...
    — Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!
    Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!
    Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие...
    Утром будит квакушка Ивана-царевича:
    — Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!
    Положила каравай на золотое блюдо, проводила Ивана-царевича к отцу.
    Пришли и старшие братья, принесли свои караваи, только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился.
    Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.
    Принял у среднего, взглянул и сказал:
    — Такой каравай только от большой нужды есть будешь!
    Дошла очередь и до Ивана-царевича. Принял царь от него каравай и сказал:
    — Вот этот хлеб только в большие праздники есть!
    И тут же дал сыновьям новый приказ:
    — Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками за ночь выткут мне по ковру!
    Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом, кто шелком.
    А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
    — Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — почему так печалишься? Или услышал от отца своего слово недоброе?
    — Как мне не кручиниться! — отвечает Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый!
    — Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!
    Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят...
    Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.
    Вот пришли все три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:
    — Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!
    Принял от среднего, посмотрел и сказал:
    — Только у ворот его стелить!
    Принял от Ивана-царевича, взглянул и сказал:
    — А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!
    И тут же отдал царь новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами: хочет царь посмотреть, которая из них лучше пляшет.
    Отправились царевичи к своим женам.
    Идет Иван-царевич, печалится, сам думает: «Как поведу я мою квакушку на царский пир?..»
    Пришел он домой невеселый. Спрашивает его квакушка:
    — Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?
    — Как мне не печалиться! — говорит Иван-царевич. — Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра к нему на пир привез...
    — Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи: утро вечера мудренее!
    На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу:
    — Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром — не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»
    Пошел Иван-царевич к царю на пир один.
    А старшие братья явились во дворец со своими женами, разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:
    — Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!
    Вдруг поднялся стук да гром — весь дворец затрясся-зашатался. Все гости переполошились, повскакали со своих мест. А Иван-царевич говорит:
    — Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!
    Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золоченая карета, тройкой гнедых коней запряжена.
    Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.
    Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут.
    Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые...
    Стали гости есть, пить, веселиться.
    Василиса Премудрая из кубка пьет — не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Лебедя жареного ест — косточки за правый рукав бросает.
    Жены старших царевичей увидели это — и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают.
    Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди.
    Пошли плясать жены старших царевичей.
    Как махнули своими левыми рукавами — всех гостей забрызгали; как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.
    Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне.
    Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала — не нашла и говорит Ивану-царевичу:
    — Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня...
    Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.
    Загоревал Иван-царевич. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.
    Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся. И повстречался ему тогда старый старик.
    — Здравствуй, дедушка! — говорит Иван-царевич.
    — Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?
    Рассказал Иван-царевич старику свое горе.
    — Эх, Иван-царевич, — говорит старик, — зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было! Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.
    Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком.
    Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.
    Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.
    «Дай убью медведя! — думает Иван-царевич. — Ведь у меня никакой еды больше нет».
    Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:
    — Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.
    Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше.
    Идет он чистым полем, глядь — а над ним летит большой селезень.
    Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески:
    — Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.
    Пожалел Иван-царевич селезня — не тронул его, пошел дальше голодный.
    Вдруг бежит навстречу ему косой заяц.
    «Убью этого зайца! — думает царевич. — Очень уж есть хочется...»
    Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:
    — Не губи меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.
    И его пожалел царевич, пошел дальше.
    Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит щука-рыба. Говорит Иван-царевич:
    — Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет — так есть хочется!
    — Ах, Иван-царевич, — молвила щука, — сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море!
    Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком.
    Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек в лес, к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Говорит Иван-царевич:
    — Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!
    Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом. Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга — костяная нога. Увидела она царевича и говорит:
    — Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?
    — Ах, баба-яга — костяная нога, ты бы меня накормила прежде, напоила да в бане выпарила, тогда бы и выспрашивала!
    — И то правда! — отвечает баба-яга.
    Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что он ищет жену свою, Василису Премудрую.
    — Знаю, знаю! — говорит баба-яга. — Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет ее достать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится.
    — Да есть ли где его смерть?
    — Его смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц — в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растет.
    Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее царевич и пошел.
    Долго он по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришел наконец к Кощееву дубу. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине — кованый ларец.
    Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать.
    «Эх, — думает, — где-то медведь? Он бы мне помог!»
    Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.
    Выскочил из ларца заяц и пустился наутек.
    «Где-то мой заяц? — думает царевич. — Он этого зайца непременно догнал бы...»
    Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо.
    «Где-то мой селезень?» — думает царевич.
    А уж селезень за уткой летит — прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море...
    Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:
    — Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского!
    Вдруг подплывает к берегу щука-рыба и держит в зубах яйцо.
    — Получай, Иван-царевич!
    Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил — умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.
    Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит:
    — Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду!
    Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.
    И стали они жить дружно, в любви и согласии.



    сказка "Сивка-бурка"
    Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел.
    Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям:
    - Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба.
    Старика этого схоронили. Приходит ночь, надо большему брату идти на могилу, а ему не то лень, не то боится, - он и говорит младшему брату:
    - Ваня, замени меня в эту ночь, сходи к отцу на могилу. Я тебе пряник куплю.
    Иван согласился, взял хлеба, пошел к отцу на могилу. Сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается из могилы и говорит:
    - Кто тут? Ты ли, мой больший сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?
    Иван отвечает:
    - Это я, твой сын. А на Руси все спокойно. Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван направился домой, дорогой набрал грибов. Приходит старший брат его спрашивает:
    - Видел отца?
    - Видел.
    - Ел он хлеб?
    - Ел. Досыта наелся. Настала вторая ночь. Надо идти среднему брату, а ему не то лень, не то боится, - он и говорит:
    - Ваня, сходи за меня к отцу. Я тебе лапти сплету.
    - Ладно.
    Взял Иван хлеба, пошел к отцу на могилу, сел, дожидается.
    В полночь земля расступилась, отец поднялся и спрашивает:
    - Кто тут? Ты ли, мой средний сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?
    Иван отвечает:
    - Это я, твой сын. А на Руси все спокойно. Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван направился домой, дорогой опять набрал грибов. Средний брат его спрашивает:
    - Отец ел хлеб?
    - Ел. Досыта наелся.
    На третью ночь настала очередь идти Ивану. Он говорит братьям:
    - Я две ночи ходил. Ступайте теперь вы к нему на могилу, а я отдохну.
    Братья ему отвечают:
    - Что ты, Ваня, тебе стало там знакомо, иди лучше ты.
    - Ну ладно. Иван взял хлеба, пошел.
    В полночь земля расступается, отец поднялся из могилы:
    - Кто тут? Ты ли, мой младший сын Ваня? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?
    Иван отвечает:
    - Здесь твой сын Ваня. А на Руси все спокойно. Отец наелся хлеба и говорит ему:
    - Один ты исполнил мой наказ, не побоялся три ночи ходить ко мне на могилу. Выдь в чистое поле и крикни: "Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!" Конь к тебе прибежит, ты залезь ему в правое ухо, а вылезь в левое. Станешь куда какой молодец. Садись на коня и поезжай. Иван взял узду, поблагодарил отца и пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Дома братья его спрашивают:
    - Видел отца?
    - Видел.
    - Ел он хлеб?
    - Отец наелся досыта и больше не велел приходить.
    В это время царь кликнул клич: всем добрым молодцам, холостым, неженатым, съезжаться на царский двор. Дочь его, Несравненная Красота, велела построить себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах. В этом тереме она сядет на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал в губы. За такого наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в жены свою дочь, Несравненную Красоту, и полцарства в придачу. Услышали об этом Ивановы братья и говорят между собой:
    - Давай попытаем счастья. Вот они добрых коней овсом накормили, выводили, сами оделись чисто, кудри расчесали. А Иван сидит на печи за трубой и говорит им:
    - Братья, возьмите меня с собой счастья попытать!
    - Дурак, запечина! Ступай лучше в лес за грибами, нечего людей смешить.
    Братья сели на добрых коней, шапки заломили, свистнули, гикнули - только пыль столбом. А Иван взял узду и пошел в чистое поле и крикнул, как отец его учил:
    - Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
    Откуда ни возьмись, конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Стал как вкопанный и спрашивает:
    - Чего велишь?
    Иван коня погладил, взнуздал, влез ему в правое ухо, а в левое вылез и сделался таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел на коня и поехал на царский двор. Сивка-бурка бежит, земля дрожит, горы-долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает. Приезжает Иван на царский двор, а там народу видимо-невидимо. В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна Несравненная Красота.
    Царь вышел на крыльцо и говорит:
    - Кто из вас, молодцы, с разлету на коне доскочит до оконца да поцелует мою дочь в губы, за того отдам ее замуж и полцарства в придачу.
    Тогда добрые молодцы начали скакать. Куда там - высоко, не достать! Попытались Ивановы братья, до середины не доскочили. Дошла очередь до Ивана. Он разогнал Сивку-бурку, гикнул, ахнул, скакнул - двух венцов только не достал. Взвился опять, разлетелся в другой раз - одного венца не достал. Еще завертелся, закружился, разгорячил коня и дал рыскача - как огонь, пролетел мимо окошка, поцеловал царевну Несравненную Красоту в сахарные уста, а царевна ударила его кольцом в лоб, приложила печать. Тут весь народ закричал:
    - Держи, держи его!



    А его и след простыл. Прискакал Иван в чистое поле, влез Сивке-бурке в левое ухо, а из правого вылез и сделался опять Иваном-дураком. Коня пустил, а сам пошел домой, по дороге набрал грибов. Обвязал лоб тряпицей, залез на печь и полеживает.
    Приезжают его братья, рассказывают, где были, и что видели.
    - Были хороши молодцы, а один лучше всех - с разлету на коне царевну в уста поцеловал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал.
    Иван сидит за трубой и говорит:
    - Да не я ли это был?
    Братья на него рассердились:
    - Дурак - дурацкое и орет! Сиди на печи да ешь свои грибы.
    Иван потихоньку развязал тряпицу на лбу, где его царевна кольцом ударила, - избу огнем осветило. Братья испугались, закричали:
    - Что ты, дурак, делаешь? Избу сожжешь!
    На другой день царь зовет к себе на пир всех бояр и князей, и простых людей, и богатых и нищих, и старых и малых.
    Ивановы братья стали собираться к царю на пир. Иван им говорит:
    - Возьмите меня с собой!
    - Куда тебе, дураку, людей смешить! Сиди на печи да ешь свои грибы.
    Братья сели на добрых коней и поехали, а Иван пошел пешком. Приходит к царю на пир и сел в дальний угол. Царевна Несравненная Красота начала гостей обходить. Подносит чашу с медом и смотрит, у кого на лбу печать.
    Обошла она всех гостей, подходит к Ивану, и у самой сердце так и защемило. Взглянула на него - он весь в саже, волосы дыбом.
    Царевна Несравненная Красота стала его спрашивать:
    - Чей ты? Откуда? Для чего лоб завязал?
    - Ушибся. Царевна ему лоб развязала - вдруг свет по всему дворцу. Она и вскрикнула:
    - Это моя печать! Вот где мой суженый!
    Царь подходит и говорит:
    - Какой это суженый! Он дурной, весь в саже. Иван говорит царю:
    - Дозволь мне умыться. Царь дозволил. Иван вышел на двор и крикнул, как его отец учил:
    - Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
    Откуда ни возьмись, конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул. Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку.

    ,














    Д.Н. Мамин-Сибиряк
    Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост
    Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.
    Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
    — Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!
    Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого.
    — Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
    — И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!
    Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.
    — Да что тут долго говорить! — кричал расхрабрившийся окончательно Заяц.— Ежели мне попадется волк, так я его сам съем…
    — Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..
    Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются. Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» — как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.
    Совсем близко подошел Волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше — хвастун Заяц — косые глаза, длинные уши, короткий хвост.
    «Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» — подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенек, уселся на задние лапки и заговорил:
    — Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…
    Тут язык у хвастуна точно примерз.
    Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.
    Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.
    Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
    Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.
    Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.
    Наконец, совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.
    А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.
    И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…
    Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенек, кто завалился в ямку.
    Наконец, надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать, кто похрабрее.
    — А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?
    Начали искать.
    Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец-таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.
    — Молодец, косой! — закричали все зайцы в один голос. — Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь. Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:
    — А вы как бы думали? Эх вы, трусы…
    С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.
    Баю-баю-баю…







    Падчерица
    Жил в давние-предавние времена человек. Были у него дочь, сын и падчерица. Падчерицу в доме не любили, обижали и заставляли много работать, а потом решили отвести её в лес и бросить на съедение волкам. Вот брат и говорит падчерице:
    - Поедём со мной в лес. Ты будешь ягоды собирать, а я - дрова рубить.
    Захватила падчерица ведро, положила в ведро клубок ниток и поехала с названым братом в лес.
    Приехали они в лес, остановились на полянке. Брат сказал:
    - Ступай собирай ягоды и не возвращайся до тех пор, пока я не кончу рубить дрова. Возвращайся на полянку только тогда, когда умолкнет стук топора.
    Взяла девушка ведро и пошла собирать ягоды. Как только она скрылась из виду, названый брат привязал к дереву большую колотушку и уехал.
    Девушка идёт по лесу, ягоды собирает, иногда остановится, прислушается, как названый брат стучит вдалеке топором, и идёт дальше. Она и не догадывается, что это не брат стучит топором, а колотушка качается от ветра и ударяет о дерево: тук-тук! Тук-тук!
    "Брат всё ещё дрова рубит", - думает девушка и спокойно собирает ягоды.
    Набрала она полное ведро. Уж и вечер наступил, и колотушка перестала стучать.
    Прислушалась девушка - тихо кругом.
    "Видно, брат кончил работу. Пора и мне возвращаться", - подумала девушка и вернулась на полянку.
    Смотрит она: на полянке никого нет, только щепки свежие белеют.
    Заплакала девушка и пошла по лесной тропинке, куда глаза глядят.
    Шла она, шла. Вот и лес кончился. Вышла девушка в поле. Вдруг клубок, который она держала в руках, выпал и быстро покатился. Девушка пошла искать клубок. Идёт и приговаривает:
    -Укатился мой клубочек, не видал ли кто его?
    Так дошла девушка до пастуха, который пас табун лошадей.
    - Укатился мой клубочек, не видал ли ты его? - спросила девушка у пастуха.
    - Видел, - ответил пастух, - Поработай у меня один день: я подарю тебе коня, на нём ты поедешь искать свой клубочек. Согласилась девушка. Целый день она присматривала за табуном, а вечером пастух подарил ей коня и показал дорогу.
    Поехала девушка на коне через леса, через горы и увидела пастуха, который пас стадо коров. Поработала у него девушка целый день, получила за работу корову и поехала дальше. Потом она встретила отару овец, помогла пастухам, за это получила овцу. После этого попалось ей по дороге стадо коз. Девушка и тут помогла пастуху и получила от него козу.
    Гонит девушка скотину, а день уже к вечеру клонится. Страшно стало девушке. Где укрыться на ночь? По счастью, увидела она невдалеке огонёк и обрадовалась: "Наконец-то я до жилья добралась!"
    Погнала девушка коня и вскоре доехала до маленькой избушки. А в этой избушке жила ведьма-убыр. Вошла девушка в избушку и видит: сидит там старуха. Поздоровалась она с нею и спросила:
    - Укатился мой клубочек, не видала ли его?
    - Ты, девушка, пришла издалека. Сначала отдохни да мне помоги, а потом про клубок спрашивай, - сказала убыр.
    Осталась девушка у старухи-убыр. Утром она истопила баню, позвала старуху:
    - Бабушка, баня готова, пойди мыться.
    - Спасибо, доченька! Только я без твоей помощи до бани не дойду. Ты возьми меня за руку, подтолкни сзади коленкой, тогда я сдвинусь с места, - говорит ей убыр.
    - Нет, бабушка, так нельзя. Ты уже старенькая, разве можно тебя толкать? Лучше я тебя на руках отнесу, - сказала девушка. Подняла она старуху-убыр на руки, принесла в баню.
    - Доченька, - говорит старуха, - возьми меня за волосы, кинь на полку.
    - Нет, бабушка, так нельзя делать, - ответила девушка, подняла она старуху и усадила её на полку.
    А старуха-убыр ей говорит:
    - Доченька, попарь мне спину, да покрепче, не распаренным веником, а его ручкой.
    - Нет, бабушка, тебе будет больно, - ответила девушка.
    Попарила она старуху-убыр мягким веничком, а потом на руках отнесла домой и уложила на пуховую перину.
    - Что-то у меня голова чешется, доченька. Расчеши мне волосы, - сказала старуха-убыр.
    Стала девушка расчесывать волосы убыр мелким гребнем, да так и ахнула - у старухи в волосах полно жемчугу да самоцветов, золота да серебра! Девушка ничего старухе не сказала, а волосы ей расчесала и в косы заплела.
    - А теперь, доченька? позабавь меня, старую, попляши передо мной, - сказала старуха-убыр.
    Не отказалась девушка - принялась плясать перед убыр.
    Только она кончила плясать, как у старухи готов новый приказ:
    - Ступай, доченька, на кухню - посмотри, не подошло ли тесто в квашне.
    Пошла девушка на кухню, заглянула в квашню, а квашня до краев полна жемчугу да самоцветов, золота да серебра.
    - Ну как, доченька, подошло тесто? - спросила убыр, как только девушка вернулась из кухни.
    - Подошло, бабушка, - ответила девушка.
    - Вот и хорошо! А теперь исполни мою последнюю просьбу: попляши ещё разок, - говорит убыр.
    Ни слова не сказала девушка старухе, сплясала перед ней ещё раз, как умела.
    Понравилась девушка старухе-убыр.
    - Теперь, доченька, можешь и домой идти, - говорит она.
    - Я бы рада, бабушка, да дороги не знаю, - ответила девушка.
    - Ну, такому горю легко помочь, дорогу я тебе покажу. Как выйдешь из моей избушки, иди всё прямо, никуда не сворачивай. Возьми с собой вот этот зелёный сундучок. Только ты его не открывай до тех пор, пока не приедешь домой.
    Взяла девушка сундучок, села верхом на коня, а козу, корову и овцу перед собой погнала. На прощанье она поблагодарила старуху и отправилась в путь.
    Едет девушка день, едет ночь, стала на заре к родной деревне подъезжать.
    А когда подъехала она к самому дому, во дворе собаки залаяли:
    - Хотели девушку погубить, а она богато будет жить! Гав-гав!
    - Видно наши собаки взбесились! - воскликнул брат, выбежал во двор, стал собак палкой разгонять.
    Разбежались собаки в разные стороны, а тявкать не перестают:
    - Хотели девушку погубить, а она богато будет жить! Гав-гав!
    И видят брат с сестрой - подъехала падчерица к воротам. Сошла она с коня, вошла в дом, открыла сундучок, и все увидели, что там полным-полно золота, серебра, жемчугу и всяких драгоценных камней.
    Стало брату с сестрой завидно. И решили они тоже разбогатеть. Расспросили обо всём падчерицу.
    Вот сестра взяла клубок и поехала с братом в лес. В лесу брат стал рубить дрова, а девушка стала собирать ягоды. Как только девушка скрылась из виду, брат привязал к дереву колотушку и уехал. Вернулась девушка на полянку, а брата уже нет. Пошла девушка по лесу. Вскоре дошла она до пастуха, который пас табун лошадей.
    - Укатился мой клубок, не видал ли ты его? - спросила девушка у пастуха.
    - Видал, ответил пастух. - Поработай у меня денёк, я тебе коня подарю, на нём и поедешь искать свой клубок.
    - Мне твоего коня не надо, - ответила девушка и пошла дальше.
    Дошла она до стада коров, потом до овечьей отары, до козьего стада и нигде работать не захотела. А ещё через некоторое время дошла она до избушки старухи-убыр. Вошла она в избушку и сказала:
    - Укатился мой клубок, не видала ль ты его?
    - Видела, - отвечает старуха, - только сначала ступай истопи мне баню.
    Истопила девушка баню, вернулась к старухе, а та и говорит:
    - Пойдем, доченька, в баню. Ты веди меня за руку, сзади коленкой подталкивай.
    - Хорошо.
    Взяла девушка старуху за руки и давай подталкивать сзади коленкой. Так и довела до бани.
    В бане старуха просит девушку:
    - Попарь мне спину, доченька, только не мягким веничком, а его ручкой.
    Девушка и принялась колотить старухе спину ручкой веника.
    Вернулись они домой, старуха и говорит:
    - А теперь расчеши мне волосы.
    Стала девушка расчесывать волосы старухе и увидела, что её голова усыпана золотом, серебром и драгоценными камнями. У девушки глаза разгорелись, и стала она торопливо набивать карманы драгоценностями, даже за пазуху кое-что спрятала.
    - А теперь, доченька, попляши-ка, - просит старуха.
    Стала девушка плясать, а у неё из карманов посыпались золото да драгоценные камни. Старуха-убыр увидела, ни слова не сказала, только послала её на кухню посмотреть, не подошло ли тесто в квашне.
    Пришла девушка на кухню, заглянула в квашню, а квашня до самых краев полна золота, серебра, самоцветов. Не утерпела девушка, снова набила карманы золотом, да серебром, да ещё подумала при этом: "Теперь я знаю, как разбогатела моя сестра!"
    Когда она вернулась, старуха-убыр опять заставила её плясать, и опять из карманов девушки посыпалось золото да серебро.
    После этого старуха-убыр сказала:
    - Теперь, доченька, ступай домой и возьми с собой вот этот чёрный сундучок. Когда придёшь домой, откроешь его.
    Обрадовалась девушка, подхватила сундучок, второпях даже не поблагодарила старуху и побежала домой. Торопится, нигде не останавливается.
    На третий день показалась родная деревня. Когда стала она подходить к дому, собаки во дворе затявкали:
    - Хотела девушка богатой быть, да вот осталось ей недолго жить! Гав-гав!
    Услышал брат, выбежал во дворе, стал гоняться за собаками, а собаки все тявкают:
    - Хотела девушка богатой быть, да вот осталось ей недолго жить! Гав-гав!
    Девушка прибежала домой, ни с кем не поздоровалась, кинулась сундучок открывать. Только она откинула крышку, выползли из сундучка змеи и стали жалить её.





    Сохранить










    УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО,


    * * *

    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась,
    Ложился на поля туман,
    Гусей крикливых караван
    Тянулся к югу: приближалась
    Довольно скучная пора;
    Стоял ноябрь уж у двора.









    Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
    Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
    — А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.
    — Давай, — говорит старуха.
    Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
    Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
    И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
    Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.
    Прошла зима.
    Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.
    А Снегурочка вдруг запечалилась.
    — Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?
    — Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
    Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
    А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.
    Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
    За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
    — Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
    Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
    — Поди, дочка, повеселись с подружками!
    Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
    А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
    Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
    Стали они кликать ее:
    — Ау, ау, Сенугрушка!
    Только эхо им в лесу и откликнулось.
    :





    Мороз Иванович
    Жили-были Рукодельница да Ленивица, да с ними нянюшка. Рукодельница рано вставала и тут же за дело принималась. А Ленивица меж тем в постельке лежала, с боку на бок ворочалась.
    Однажды с Рукодельницей беда приключилась: случайно упустила она ведро в колодец. Строгая нянюшка и говорит: «Сама ведёрко утопила, сама и доставай!»
    Пошла Рукодельница опять к колодцу, за верёвку ухватилась да на самое дно и опустилась. Смотрит — перед ней печка, а из печки пирожок поглядывает да приговаривает:
    — Кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт.
    Рукодельница вынула его и за пазуху положила. Дальше идёт, смотрит — в саду дерево, а на дереве золотые яблочки меж собою говорят:
    — Кто нас с дерева стрясёт, тот себе возьмёт.
    Рукодельница и натрясла яблочек в передник.
    Дальше идёт, смотрит — старик Мороз Иванович на ледяной лавочке сидит.
    — Здорово, — говорит, — Рукодельница! Спасибо тебе, девица, что пирожок мне принесла — давно уж я горяченького не ел.
    Они вместе пирожком да яблочками наливными позавтракали, а потом старик сказал:
    — Знаю, за ведёрком ты пришла; я тебе его отдам, только ты мне за то три дня послужи.
    И вот пошли они в дом, а дом тот был весь изо льда, а стены были украшены снежными звёздочками блестящими, а на постели вместо перины снег лежал.
    Принялась Рукодельница снег взбивать, чтобы старику спать было помягче, и руки у неё, у бедной, окостенели, но потёрла она их снежком, руки и отошли. А Мороз Иванович приподнял перину, а под ней — травка зелёная. Рукодельница удивилась: зачем старик травку на свет Божий не выпускает, он и ответил:
    — Ещё трава в силу не вошла. Вот весна придёт, перина растает, травка заколосится, зерно выглянет, его крестьянин на мельнице смелет, и будет мука, а из муки ты хлебы испечёшь.
    Потом старик спать на взбитую перину улёгся, а Рукодельница по хозяйству хлопотать стала. Так и прожили они три дня, а когда ей уходить надо было, Мороз Иванович сказал:
    — Спасибо тебе, утешила старика. Вот твоё ведёрко, я в него серебряных пятачков насыпал, а ещё брильянтик — косынку закалывать.
    Рукодельница поблагодарила Мороза Ивановича, домой пошла и там рассказала, что с ней приключилось. Нянюшка и говорит Ленивице:
    — Видишь, что люди за работу получают! Опустись в колодец, найди старичка да послужи ему.
    Пошла Ленивица к колодцу, да и бух прямо к дну. Печку с пирожком увидела, дерево с яблочками наливными — ничего не взяла, лень было. Пришла к Морозу Ивановичу с пустыми руками:
    — Хочу послужить да за работу получить!
    — Дельно говоришь. Взбей-ка мне перину, в доме чисто прибери, да кушанье приготовь.
    Ленивица подумала: «Не стану я себя утомлять», — да и не сделала, что велел ей Мороз Иванович.
    Старик сам кушанье сготовил, в доме прибрал да Ленивицу накормил. Прожили они три дня, и девица награду запросила.
    — Какая ж была твоя работа? — удивился старичок. — Это ты мне должна заплатить, потому что я тебе служил. Да ладно, какова работа — такова награда.
    Мороз Иванович дал Ленивице в одну руку огромный серебряный слиток, а в другую — большой-пребольшой брильянт.
    Ленивица старика даже не поблагодарила, домой радостная побежала. Пришла и хвастается.
    — Вот, — говорит, — я не сестре чета, не горсточку пятачков заработала...
    Не успела она договорить, как слиток серебряный да брильянт растаяли и полились на пол...
    А вы, детушки, думайте-гадайте, что здесь правда, что неправда, что шутки ради сказано, а что в наставление...


































    Рассказы
    Виктор Драгунский

    Виктор Драгунский
    Тайное становится явным

    Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
    — ...Тайное всегда становится явным.
    И когда она вошла в комнату, я спросил:
    — Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
    — А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, — сказала мама. — Понял?.. Ложись-ка спать!
    Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.
    Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.
    — Ешь! — сказала мама. — Безо всяких разговоров!
    Я сказал:
    — Видеть не могу манную кашу!
    Но мама закричала:
    — Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
    Я сказал:
    — Я ею давлюсь!..
    Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
    — Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
    Ну еще бы... Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
    — Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
    Тогда мама улыбнулась:
    — Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни — ты должен съесть все до дна!
    И мама ушла на кухню.
    А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал — ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал... Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
    А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.
    В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:
    — Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — И она меня поцеловала.
    В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
    — Здравств

  • , , , , , , , , , , , , , произведение Ж.Карбозина «Родничок» текст для дошкольников, мр3 стихотворение трутневой когда это бывает, творчество Ж. Карбозина, рассказ ж.карбозина алыча, трутнева стихотворение осень, технологическая карта в старшей группе Ж. Карбозин "Алыча"

Дата: 11-08-2011, 08:43 | Автор: admin-gid | Просмотров: 3796 | Комментарии: 0 | Теги:

Добавить комментарий

    
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении:

 
    

При использовании материалов активная ссылка на MisterGid.ru обязательна. Copyright © 2011 Push 2 Check Яндекс.Метрика