Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей (логопедической) группе
    «В гостях у дедушки Корнея»
    (по произведениям К.И. Чуковского)

    Программное содержание:
    Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они познакомились раньше, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор его произведений.
    Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
    Побуждать «помогать» героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.
    Закреплять умения детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать речетворческие способности детей.
    Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы.
    Воспитывать интерес к литературе.

    Ход занятия:
    Воспитатель: Давайте вспомним нашу любимую чистоговорку.
    Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.
    Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
    Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
    Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.
    Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
    А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорки? (К. Чуковский)
    В гости дедушка Корней
    Приглашает всех детей.
    Но особенно он рад
    Пригласить таких ребят.
    Кто умеет слушать сказки
    Или любит их читать.
    Хотите в гости? Тогда, пойдёмте. (Воспитатель подводит детей к панно «Чудо-дерево», на котором прикреплены макеты обложек книг-сказок К.И. Чуковского)
    А у наших у ворот
    Чудо-дерево растёт.
    Чудо, чудо, чудо, чудо
    Расчудесное.
    Не листочки на нём,
    Не цветочки на нём.
    А весёлые книжечки,
    Да со сказками.
    (Воспитатель показывает детям книжки, предлагает назвать сказки и прочитать отрывки из них)
    Молодцы, дети, я вижу, вы хорошо знаете сказки К.И. Чуковского. А теперь давайте присядем и поговорим о самом дедушке Корнее. (Дети садятся полукругом на стульчики)
    Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днём шуток, веселья и смеха. Если бы Чуковский был жив, то ему бы исполнилось 129 лет. Давно нет среди нас Корнея Ивановича, но книги его живут и будут жить ещё долго. С ранних лет его стихи приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши бабушки и дедушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горе», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».
    А вы помните, как Чуковский стал детским поэтом и сказочником? (Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки.)
    Посмотрите дети, кто-то потерял корзину. Давайте посмотрим, что же в ней лежит. Я догадалась, в ней находятся вещи, которые потеряли герои сказок Чуковского. Попробуйте назвать эти сказки. (Воспитатель достаёт из корзинки вещи по одной: телефон, блюдце, денежка, воздушный шарик, мыло, мочалка и т.д. А дети называют сказку.)

    Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам вопросы небольшой викторины по сказкам Чуковского. Вы, ребята, будьте внимательны. Старайтесь отвечать чётко и быстро.
    1. На чем ехали зайчики в сказке "Тараканище"? (На трамвае)
    2. Что упало на слониху в сказке "Тараканище"? (Луна)
    3. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении"Телефон"? (Они объелись лягушками)
    4. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
    5. Зачем свинья из стихотворения "Телефон" просила по телефону прислать к ней соловья? (Чтоб спеть с ним вместе)
    6. Какое грозное слово произнес Мойдодыр после того, как ударил в медный таз? (Карабарас)
    7. Продолжите фразу из сказки "Мойдодыр": "Да здравствует мыло душистое..." (и полотенце пушистое)
    8. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
    9. Что нес отважный комарик, который спас муху-цокотуху? (Может выть два ответа - фонарик и саблю)
    10. Какая сказка Чуковского начинается именинами, а кончается свадьбой? ("Муха-цокотуха")
    11. В сказке "Доктор Айболит" есть животное по имени гиппопотам. Как еще называем мы этого зверя? (бегемот)
    12. Закончите строчки, которые я прочту
    «Добрый доктор ……….(Айболит)!
    Он под деревом ………..(сидит)
    Приходи к нему лечиться
    И корова, и ……………..(волчица).
    И жучок, и ………………(червячок),
    И медведица!
    Всех излечит, исцелит
    Добрый…………………(доктор Айболит)!» (входит доктор Айболит)

    Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить?
    Воспитатель: Нет, дорогой доктор. Наши дети здоровы, их лечить не надо.
    Доктор Айболит: Ну, тогда встаньте и покажите мне. Какие вы крепкие и сильные.
    Физкультминутка:
    Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
    Добрый доктор Айболит.
    Будем бегать и шагать,
    Будем силы набирать.
    Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
    Как у бедных бегемотиков.
    К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
    А потом к траве присядем. (приседают)
    Как орлы летим, парим, («машут» руками)
    Во все стороны глядим,
    Где же Африка – страна? («глядят» из-под руки)
    Может, помощь там нужна?
    Вместе с Читой мы поскачем, (поскоки по кругу)
    Как веселый, звонкий мячик.
    Скок-поскок, скок-поскок,
    Не цепляйся за сучок.
    Дружно к бедным страусятам (шагают)
    По траве пройдут ребята.
    Ноги будут поднимать,
    По густой траве шагать.
    Всем мы помощь оказали, (Показывают, какие сильные)
    Сами сильными мы стали.

    Доктор Айболит: Я вижу, какие вы сильные и крепкие. А теперь я хочу посмотреть, какие вы сообразительные. Я приготовил для вас задание. В конвертах находятся разрезные картинки по сказкам Чуковского. Вам нужно собрать картинку и сказать, из какой она сказки.
    Игра «Собери картинку».

    Воспитатель: Спасибо Вам, доктор Айболит! Приходите к нам ещё! А мы с вами, ребята, давайте пройдём к нашей выставке и рассмотрим книги. Но прежде, надо вспомнить правила обращения с книгами. Какие правила вы знаете? (Ответы детей:
    1. Книги брать чистыми руками.
    2. Книги нельзя рвать.
    3. Книги нельзя мять.
    4. Нельзя рисовать на книгах.
    5. Нельзя загибать углы.
    Но есть ещё одно золотое правило, которое надо запомнить: “Книги любят тишину”, поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными. Все, запомнили это правило? (Да).
    – Как мы должны вести себя?
    Дети: Тихо. (Воспитатель показывает детям книги и спрашивает, чему учит та или иная сказка)
    «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности.
    «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку.
    «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других.
    «Тараканище» - быть смелыми.
    «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.
    Воспитатель: А кто главная героиня этой сказки? А хотите, чтобы она ожила? Закрывайте глаза и повторяйте за мной: « Раз, два, три, муха оживи!» (звучит музыка и ребенка превращаем в Муху-Цокотуху, одеваем крылья и усы. С окончанием музыки дети открывают глаза.) Ребята, наша картинка ожила.
    Муха-Цокотуха: Я по полю утром шла?
    Дети: Да!
    Муха-Цокотуха: На полянке я копеечку нашла.
    Дети: Побежала на базар и купила самовар.
    Муха-Цокотуха: Я – Муха-Цокотуха,
    Позолоченное брюхо.
    Я ходила на базар,
    Я купила самовар.
    Угощу друзей чайком,
    Пусть приходят вечерком.
    Я – Муха-Цокотуха,
    Позолоченное брюхо!
    У меня для гостей
    Много вкусных сластей!
    Воспитатель. Спасибо тебе за угощение, присаживайся к ребятам.
    Воспитатель. Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал Корней Иванович.
    – Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?
    Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные.
    Ребёнок: Хорошие книжки писал дед Корней-
    Воспитывал взрослых он и детей.
    Будут и внуки наши, и дети
    Сказки читать веселые эти.

Дата: 11-08-2011, 07:51 | Автор: admin-gid | Просмотров: 4402 | Комментарии: 0 | Теги:

Добавить комментарий

    
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении:

 
    

При использовании материалов активная ссылка на MisterGid.ru обязательна. Copyright © 2011 Push 2 Check Яндекс.Метрика