Cамостоятельность ребенка: воспитание самостоятельности у детей

    Самостоятельный ребенок – мечта каждого родителя. Многие мамы и папы представляют себе время, когда их малыш сможет сам позавтракать, сделать уроки, погулять и, даже, предложить свою помощь родителям. Но возможно ли осуществление их мечты без оказания своевременного воспитательного воздействия на малыша? Могут ли дети сами по себе расти самостоятельными и ответственными?

    Самостоятельность детей в первый год жизни
    Дети первого года жизни такие маленькие и беспомощные! Неужели их уже нужно к чему-то приучать? Конечно, нет. В этом возрасте малыши знакомятся с окружающим их миром. Еще не умея ползать и ходить, дети проявляют настойчивое желание наблюдать и изучать. Не ограничивать, а обеспечивать безопасность в познании вот главная цель родителей малыша первого года жизни. Ведь не давая ребенку возможность утолять жажду познания, мы лишаем его инициативности, которая напрямую влияет на развитие самостоятельности. Вялые, не интересующиеся окружающим миром дети не способны вырасти самостоятельными, у них гораздо хуже развиваются навыки самообслуживания.

    Развитие самостоятельности детей в раннем возрасте (второй-третий года жизни)
    Говоря о детях раннего возраста, хочется отметить главную психологическую примету данного возрастного периода непосредственность и импульсивность. Научившись ходить, малыш открывает для себя потайные и ранее недоступные для изучения места и предметы, экспериментирует с их назначением. Именно в этот период ребенок испытывает небывалую двигательную активность, что способствует развитию моторики, выработки определенной точности координации движений. Именно эти психофизические особенности развития детей раннего возраста и составляют фундамент развития навыков самообслуживания. Чему можно обучать детей двух-трех лет? Одевание, умывание, кормление - вот три основных вида деятельности, с помощью которых мы будем развивать у детей навыки самообслуживания.

    Как научить ребенка одеваться?
    В возрасте двух—трех лет мы начнем формировать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в нужной последовательности. Для начала следует понять, что научить ребенка данному умению - непросто. И тем более не следует ожидать, что малыш в ближайшее время сможет одеваться и раздеваться так же ловко и быстро, как взрослые. Вам понадобится запас времени и терпения.
    Начать процесс обучения легче всего с раздевания, ведь стянуть с себя штанишки легче, чем надеть их. Учить нужно от простого к сложному. При этом ребенка необходимо мотивировать. Например: «Сейчас ты снимешь ботиночки и поставишь их в «домик». Навыки гораздо лучше прививаются в игре, поэтому небольшая история о ботиночках, которые очень устали и хотят домой, поможет малышу сосредоточенно и старательно их вернуть «домой».
    Для того чтобы ребенку было легче справляться с одеждой и обувью, родителям стоит обратить внимание на то, чтобы она легко расстегивалась (липучки и кнопки вместо шнурков), снималась. Предоставляя крохе возможность раздеваться после прогулки, расскажите ему о том, что малыш будет делать дальше, это может ускорить процесс. Помогайте ребенку по мере необходимости, не забывая хвалить его. Но не «перегибайте палку», ведь похвала хороша, только когда она искренняя и заслуженная. Если ребенок очень устал или плохо себя чувствует, не настаивайте. Ваше плохое самочувствие тоже является поводом отложить момент обучения.
    Если у малыша что-либо не получается или он и вовсе отказывается раздеваться, постарайтесь не злиться на него. Просто скажите ребенку, что он еще слишком мал, чтобы делать это самостоятельно, но скоро подрастет и у него все получиться. Такое отношение со стороны родителей дает малышу ощущение, что его любят и верят в его силы.
    После того, как кроха хоть немного научится самостоятельно раздеваться, можно начинать обучать его одеваться. Для этого нужно объяснить ему последовательность надевания тех или иных вещей, рассказать о том, что у вещей, как и у людей, есть лицо и спинка (показать, где спинка у кофты, у штанишек). Следует заострить детское внимание на том, что у кофты, рубашки или платья пуговицы спереди (это и есть «лицо»). Нужно дать ребенку возможность надеть кофточку и правильно, и неправильно, ведь ошибки неизбежны. Выкладывая утром одежду, напоминайте, что после того как ребенок снимет пижаму, он должен надеть по порядку: трусики, маечку и т.д.
    Многие детки так увлеченно занимаются процессом одевания и раздевания, что порой не слышат комментариев взрослых. В эти моменты постарайтесь не отвлекать кроху, дайте ему возможность испытать собственные силы. Не спешите поправлять и переодевать. Излишняя гиперопека и желание делать все за своих ненаглядных деток приводит к тому, что они теряют инициативу, становятся пассивными в тех процессах, в которых могли бы быть полноценными участниками. Такие дети всегда выделяются в ясельной группе: они сидят возле своих шкафчиков и ждут, пока их кто-нибудь оденет или разденет. Некоторые мамы, оправдывая свои действия, говорят о том, что ждать, пока ребенок оденется сам, невозможно, ведь он вспотеет, пока со всем справится. В таком случае есть два выхода: либо открыть окно, либо начинать обучать одеваться с домашней одежды.
    После того, как первые навыки будут освоены, мы будем учить деток замечать непорядок в одежде, исправлять его самостоятельно или обращаться за помощью.

    Как научить ребенка умываться?
    Вода, как магнит, притягивает детей всех возрастов, а малышей - особенно, поэтому в мотивации они не нуждаются. Зато нуждаются в организации условий для процесса умывания. Для того, чтобы вымыть руки, нужно достать до умывальника, а это можно сделать только с помощью стульчика. Долгое время, моя руки самостоятельно, дети и сами будут вымачиваться. Относитесь к этому, как ко временным неприятностям. Напоминайте ребенку о том, что прежде чем мыть руки, нужно закатать рукава (самостоятельно или с помощью взрослого). Далее — открыть кран с водой и отрегулировать его (с помощью взрослого). Но вот намылить самому руки ребенку вполне под силу, особенно, если в его распоряжении есть жидкое мыло, которое дозируется одним нажатием. Конечно, рядом должен быть взрослый, который на своем примере будет показывать малышу те действия, которые нужно выполнять, чтобы вымыть руки тщательно. Если данную процедуру будет сопровождать какая-либо песенка или стихотворение, это создаст хорошее настроение.
    После того как руки вымыты, их нужно вытереть. Чтобы малыш мог сделать это сам, полотенце должно висеть на крючке на уровне его глаз, на удобной петельке (чтобы его можно было снять и повесить на место). Заканчивается процедура умывания тем, что кроха ставит стульчик на место. Приучайте детей мыть руки всякий раз, когда они пользуются туалетом, пришли с прогулки или садятся за стол, и вскоре для них это станет так же естественно, как дышать.

    Как научить ребенка кушать самостоятельно?
    Именно вопрос приема пищи вызывает наибольшую тревогу родителей. Почему же в нем столько неясности? Постарайтесь вспомнить, когда ваш малыш впервые сам потянулся за ложкой? Разрешили ли вы ему попробовать набрать ею хоть немножечко еды? Если вы ответили отрицательно, то, скорее всего, самый важный момент в обучении ребенка уже упущен. Радует лишь тот факт, что лучше поздно...
    Итак, если вашему малышу уже исполнился год, смело давайте ему в руку чайную ложку. Начинать обучать ребенка самостоятельно кушать лучше всего с каш или пюре, так как
    их легче всего набрать ложкой.
    Стало получаться с кашами, вручайте ложку и во время обеда. Хотя вероятность того, что пища попадет в рот, невелика, главное - не прекращать попыток. Первое время малыш будет быстро уставать, поэтому родителям придется его докармливать. Однако делать это следует только при наличии хорошего аппетита, а не с помощью сказок, уговоров, подкупов или угроз. Ведь ребенок ест столько, сколько ему нужно. Зачем же проявлять настойчивость там, где этого вовсе не требуется? Одна мама как-то поделилась со мной своим «секретом успеха» хорошего аппетита: «Мой ребенок за столом очень любит играть с едой. А я в это время могу накормить его практически всем». Что ж, конечно, поступать так, как он считает нужным — это право каждого. Но тогда очень трудно предъявлять к ребенку какие-либо требования в отношении культуры поведения за столом. Дети, которые находятся за столом ровно столько, сколько им требуется, чтобы покушать, уже в возрасте двух лет могут самостоятельно кушать.
    Кроме того, когда ребенок ест, в руке он должен держать салфетку: не мама ложкой подбирает остатки каши, а малыш сам вытирает их салфеточкой. Ребенок, приученный пользоваться салфеткой, вряд ли станет вытирать рот рукавом, а значит, будет выглядеть опрятнее, находясь в детском саду.
    Неумение самостоятельно кушать - одна из первых тревог родителей, отдающих своих малышей в ясли. Но тут следует отметить следующее: малыши, приходящие в детский сад в возрасте полутора-двух лет, спустя полгода практически все едят сами. А их ровесники, которые находятся дома с мамами, не умеют и не хотят этого делать. Важно знать, что далеко не всегда то, что с точки зрения взрослого, оказывается лучше для ребенка.

    Обучая детей навыкам самообслуживания в раннем возрасте, мы даем им возможность проявить свои способности, проявить себя.

  • cfvjcnjzntk,yjcnm ltntq 3-4 ktn hjlbntkmcrjt cj,hfybt, ?????????? ?????????????????, презентация "Воспитание инициативы и самостоятельности у детей в детском саду", самообслуживание в жизни ребёнка, Консультация" как воспитывать навыки самостоятельности в семье, собрание в детском саду воспитание самостоятельности у детей, родительское собрание воспитание у детей навыков самообслуживания и самостоятельности, сценарий самообслуживания средняя группа, сценарий самообслуживания для средней группы, консультация для родителей Как воспитать самостоятельность, как воспитывать ребенка 2 лет быть самостоятельным, консультация для родителей в детском саду как приучить ребенка к самостоятельности, история из жизни как маленький ребенок проявил себя самостоятельным, навыки самостоятельности ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА, родительское собрание в детском саду "как воспитывать у ребенка самостоятельность», рекомендация для родителей по самообслуживанию детей, самостоятельный ребенок 3-4 лет, технологическая карта ,воспитание самостоЯтельности в самообслуживании, в1 мл.г, самообслуживание детей 3-4 лет, Консультация "Воспитание самостоятельности в самообслуживании"

Дата: 25-08-2011, 11:44 | Автор: admin-gid | Просмотров: 189 | Комментарии: 0 | Теги:

Добавить комментарий

    
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении:

 
    

При использовании материалов активная ссылка на MisterGid.ru обязательна. Copyright © 2011 Push 2 Check Яндекс.Метрика